Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Классическая Прага – это «кукольный» город с уютными европейскими улочками, атмосферными дворцами и ароматом дрожжевого трдельника. Предлагаем вам взглянуть на изнанку чешской столицы и пройтись по хулиганским скульптурам известного пражца Давида Черни.

Младенцы (Mahlerovy sady 2699/1, Praha 3)

Самая известная работа Черни, которую многие знают если не по имени творца, то хотя бы визуально. Скульптура находится на Жижковской телебашне – высочайшем здании города, заметном из любой точки Праги. Половина пражцев считает башенку бельмом на глазу красавицы-столицы, а другая – восхищается ее футуристичным образом. Она представляет собой три бетонных столба, оборудованных смотровыми площадками-перемычками. По колоннам вверх взбираются жутковатого вида младенцы, назвать которых умилительными не повернется язык. Когда обитателей вышки было только двое, горожане встали на защиту композиции: одни – потому что понравилась, другие – потому как убеждены, что хуже башня быть уже не может. Постепенно фигур стало больше, и на данный момент их около десятка. Куда ползет малышня – не ясно.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Лошадь (Štěpánská 61, Praha 1)

В пассаже Люцерны затаился весьма противоречивый творческий объект – перевернутый мертвый конь, на котором умостился Святой Вацлав. Несчастное животное подвешено за копыта, его мускулистая шея изящно изогнута. Традиционный маршрут по Праге включает любование оригинальным памятником покровителя, интерпретация Давида Черни же шокирует слабонервных туристов. Остросоциальное, как и все скульптуры мастера, произведение имеет множественный подтекст: и утрата чехами исторических ценностей, и туристический ажиотаж, и неодобряемая скульптором политика республики.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

«К» (Spálená 2121/22, Praha 1)

Увидеть огромную голову Франца Кафки – это вам не чешского пива перебрать. Скульптура высотой в 11 метров установлена во дворе ТЦ Quadrio. 42 ее зеркальных блока находятся в постоянном движении, отчего кажется, что лицо писателя расплывается и возникает вновь. Такая подача скульптуры аргументирована многогранной интерпретацией текстов Кафки, загадочностью и сложностью его характера, а также миропониманием автора: человек вынужден постоянно обращаться, трансформироваться, чтобы выжить.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Подвешенный (Jilská 1, Praha 1)

Если вы залюбовались аккуратной брусчаткой под ногами, поднимите голову вверх, проходя по улице Spálená. Вы заметите висящего скульптурного человека, который ухватился за выступ и вот-вот рухнет вниз.

Забавно то, насколько подвешенный мужчина похож на Ленина. Тем, кто знаком с творчеством Давида, понятна любовь скульптора к политической иронии. Правда, сам Черни уверяет: зависший в невесомости человек – Зигмунд Фрейд, который навеки застрял в бессознательном. Туристы по достоинству оценивают юмор, правда, среди добрых самаритян находятся и те, кто звонит в полицию с просьбой спасти потенциального самоубийцу.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Эмбрион (Anenské náměstí 209/5, Praha 1)

Детская тема не отпускает чеха Черни, поэтому не стоит пугаться, увидев среди образцовой архитектуры Праги висящее на водосточной трубе «нечто». Инсталляция выглядит как человеческий зародыш. Композиция была создана скульптором в честь именин Пражского театра и является символом зарождения творческой идеи и вдохновения. Ближе к вечеру объект подсвечивается красным и слегка пульсирует, что делает его по меньшей мере тревожащим.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Мужчины, справляющие нужду (Cihelná 2b, Praha 1)

На территории музея уже упомянутого Кафки расположен фонтан с двумя скульптурами: мужские фигуры обращены друг к другу, а вода фонтанирует у них прямо из промежности. На этом странность арт-объекта не заканчивается: средняя часть каждой скульптуры поворачивается, выписывая (буквально!) патриотически окрашенные слова. Туристы могут заказать фонтану желаемую фразу, отправив SMS на номер, указанный прямо у основания.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

«Куда идешь?» (Vlašská 19, Praha 1)

Дебютная городская скульптура Давида Черни представляет собой автомобиль с людскими конечностями вместо колес. Это историческая отсылка ко времени накануне разрушения берлинской стены, когда немцы восточной части страны бежали в Прагу и просили политического убежища у чешских властей. Арт-объект стоит возле немецкого посольства и окружен забором.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Младенцы острова Кампа (U Sovových mlýnů 503/2, Praha 1)

Снова малыши. На этот раз карапузы поджидают вас в парке Кампа возле музея современного искусства. В скульптурах отсутствуют лица – и это выглядит весьма пугающе. Вместо черт – рубцы, напоминающие штрих-код. Возможно, таким образом чех выразил свое отношение к абортам.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Памятник подхалимам (Holečkova 789/49, Praha 5)

Наверное, наиболее неприятная скульптура автора. В арт-галерее вас встретят две фигуры, повернутые спиной и согнутые так, что видно анальное отверстие и лестница, ведущая к нему. Композиция говорит сама за себя и особых философских пояснений не требует. Для тех, кто все-таки вскарабкается по ступенькам и окажется внутри человека, откроется еще одна политически окрашенная загадка: видеоролик с экс-президентом, который лакомится кашкой под аккомпанемент трека Queen.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Meet Factory (Ke Sklárně 3213/15, Praha 5)

Трамваем № 12 или 20 можно добраться до арт-территории Meet Factory. В былом здании железнодорожного управления обосновалось пространство для различных провокационных проектов – здесь находятся студии моды и театра, художественные павильоны, книжная лавка и пивная.

Бунтарский дух подчеркивают ползущие вверх по фасаду «фабрики» (как кажется на первый взгляд) автомобили. На самом деле, они подвешены за крюки.

Общественный вызов: необычные скульптуры Черни

Для справки

На заре 90-х в полицию доставили хулигана, испортившего памятник в самом центре столицы. Парнишкой в рваной рубахе, за ночь выкрасившим танк в гламурный розовый цвет, оказался будущий известный скульптор Давид Черни (по другой версии, Черный). Местный «Бэнкси» на волне постмодернизма приобрел популярность и теперь творит, точнее, вытворяет, уже не таясь, открыто высмеивая общественные пороки и политику своими сатирическими скульптурами.