Музеи Праги

Национальный музей (Narodni muzeum)

Прогулку по музеям и галереям столицы по праву можно начать с осмотра стометрового фасада Национального музея, обращенного к Вацлавской площади. Дело в том, что этот музей главенствует среди музеев страны не только потому, что носит эпитет «национальный», но и потому, что до известной степени он — воплощение и национального возрождения всей нашей культуры XIX столетия, как и здание Национального театра. Сокровища поступали в музей с помощью общественных подписок, сбора средств по всей стране, по инициативе таких образованных дворян, каким был, например, Кашпар Штернберг. Здание музея в стиле новый ренессанс, которое проектировал Иозеф Шульц, было построено за пять лет — с 1885 по 1890 год; расходы на строительство составили почти 2 млн. золотых. Фасад украсили аллегорические статуи Чехии с Эльбой, Влтавой, Отавой и Крконошами. Здание венчает купол в виде призмы. В нишах боковых башен — фигуры, символизирующие отдельные научные дисциплины; бесчисленное множество всевозможных скульптур украсили также внутренние помещения этого огромного здания. А наряду с ними — картины Франтишека Женишека, Вацлава Брожика, Войтеха Гинайса и цикл из шестнадцати картин, посвященный чешским градам и другим памятным историческим местам, созданный Юлием Маржаком, дополняют внутреннее убранство Национального музея.

В здании, которое, бесспорно, заслуживает уважения, выставлены обширные нумизматические коллекции и десятки тысяч минералов; эти экспозиции относятся к числу самых интересных в мире. Аналогично — и коллекции зоологические, археологические и палеонтологические. Само здание, однако, уже не отвечает возросшим требованиям, не будучи в состоянии вместить все сокровища, которые собраны здесь многими поколениями, и потому возникли новые филиалы музея, рассеянные по Праге.

В этнографическом филиале на Смихове собраны экспонаты о жизни, труде, культуре населяющих страну народов и о культуре славян вообще. История этих коллекций насчитывает много лет и весьма богата событиями, несмотря на то что этнография стала располагать своей научной базой лишь в 80-е годы минувшего столетия. Все началось с коллекций Войты Напрстека, который в 1862 году основал в Праге Музей промышленности; музей этот, по его замыслу, должен был способствовать «поднятию труда до уровня искусства». Пани Йозефа Напрсткова вскоре после этого открыла красоту народных вышивок и других видов народного искусства; поэтому она основала в музее новую экспозицию, назвав ее «Работы наших матерей». Коллекция быстро росла — в основном потому, что она возникла около 1877 года, когда собиратели и коллекционеры еще не уделяли достаточно внимания этим изделиям. И таким образом, постепенно весь музей заполнили культурно-исторические и этнографические экспонаты; причем некоторые из них со временем стали уникальными.

Экспозиция «Дома чешского села», которая была представлена на Юбилейной выставке в Праге в 1891 году, явилась стимулом для создания этнографической коллекции в Национальном музее; несколько типов сельского интерьера было экспонировано в главном здании музея на Вацлавской площади. И наконец, возник Чешский этнографический музей, коллекции которого ныне размещены в одном из самых красивых ампирных зданий Праги, в летнем дворце Кинских, среди зелени Пефшинских садов. Там сосредоточены все этнографические сокровища пражских музеев.

Экспозиции помогут нам составить представление о забытых народных обычаях, о мебели, которая исчезла из деревенских домов, о народной живописи, керамике, национальных костюмах, резьбе по дереву — о всех видах человеческой деятельности, о тех источниках, на которых основывалась и развивалась национальная культура.

Адрес музея: Václavské náměstí 68, Prague 1, станция метро Muzeum
Время работы: 10:00–18:00 (май — сентябрь), 9:00–17:00 (октябрь — апрель), музей закрыт каждый второй вторник месяца.
Сайт: www.nm.cz/english

Музей декоративно-прикладного искусства (Umeleckoprumyslove muzeum)

Музей прикладного искусства, находящийся в непосредственной близости от Староместской площади, сосредоточил в своих экспозициях и фондах удивительные сокровища прикладного искусства, национального и мирового. Это здание, как и здание Национального музея, также проектировал Йозеф Шульц, и они построены в стиле новый ренессанс. И если бы мы попытались составить перечень богатств, которыми эпохи отдельных стилей запечатлели себя в прикладном искусстве, то нигде нам не найти столько возможностей, как тут. Обширнейшие коллекции часов и мебели, изделий из олова, фарфора, майолики, ювелирных изделий; железо, бронза, стекло, среди которого благородством барочных форм выделяются чешские бокалы из хрусталя… Богатство материала и форм…И именно эти коллекции унесет в своей памяти гость Праги как одно из неизгладимых впечатлений.

Адрес: Listopadu 2, Prague 1, станция метро Staromeměstská
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной.
Сайт: www.upm.cz

Военно-исторический музей (Vojenske muzeum)

Военно-исторический музей, разместившийся в Шварценбергском дворце на Градчанах, относится к более молодым музеям — он основан вскоре после провозглашения Чехословацкой Республики в 1919 году. Однако коллекции, собранные всего немногим более чем за полвека, смогли отразить развитие военного дела в странах Европы и в Чехословакии, начиная со времен расцвета рыцарской эпохи — гуситское движение, тридцатилетняя война и наполеоновские войны — вплоть до первой мировой войны. Наряду с уникальным холодным оружием и старейшим огнестрельным оружием здесь сохранились такие редкостные экспонаты, как, например, походные принадлежности для богослужения, дарованные войску Евгением Савойским в 1689 году. В другой части музея — у подножия Виткова — представлены экспозиции, посвященные новейшей военной истории, истории легионов, документы о бунтах и восстаниях, о судьбах чехословацких красноармейцев на фронтах боев с интервентами в Советской России.

А также и вторая мировая война и, наконец, победные бои, в которых приняли участие на многих фронтах и чехословацкие вооруженные силы. К истории революционных боев имеют прямое отношение и экспонаты трех следующих пражских музеев: первый из них — музей В И. Ленина, второй посвящен Клементу Готвальду и борьбе за установление справедливого социального строя в Чехословакии. И наконец, в Бржевнове, в трактире «У каштана», и поныне благоговейно сохраняется в своем первоначальном виде помещение, где в 1878 году происходило тайное собрание 15 представителей рабочих. Тогда, на «бржевновском съезде», была создана первая политическая партия чешских рабочих — социал-демократическая. В музее Владимира Ильича Ленина также сохраняется в своем первоначальном виде зал, в котором в 1912 году состоялась Пражская конференция русской социал-демократической партии, на которой из партии были изгнаны меньшевики — с того момента развитие вступило в завершающую фазу и была поставлена задача создать самостоятельную большевистскую партию. Музей Клемента Готвальда рассказывает о богатых революционных традициях страны — это и гуситское движение, и восстание крепостных, и бурный 1848 год, и начало рабочего движения; в музее экспонируются документы о возникновении Коммунистической партии Чехословакии; большое внимание уделено борьбе с фашизмом, освобождению страны и построению социализма.

Адрес: Hradcanske namesti 2, Praha 1, Hradcany. IVI, станция метро Malostranska (A) + трамвай 22 Prazsky hrad.  Тел. 536 488.
Время работы: с 1 мая по 31 октября ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Музей города Праги (Muzeum hlavniho mesta Prahy)

В Праге, впрочем, есть и свой собственный Городской музей На Поржичи, который разместился в здании, построенном в последние годы минувшего столетия. Многие уникальные экспонаты тут, бесспорно, заслуживают особого внимания — это, например, старые цеховые сундуки, готические стеклянные чаши, первоначальные скульптуры со Староместских курантов, романские плитки для мощения улиц, удивительной красоты секретер в виде лиры (эпохи ампира) и монументальный королевский трон из храма св. Вита, вырезанный из дерева около 1670 года. Стоит упомянуть и гигантскую, с поразительной точностью изготовленную модель столицы: ее создал на площади более 20 квадратных метров в первой половине прошлого столетия Карел Лангвейл.

Адрес: Na Poříčí 52, Prague 8, станция метро Florenc
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 и с 9:00 до 20:00 каждую первую среду месяца, понедельник — выходной.
Сайт: www.muzeumprahy.cz

Национальный музей техники (Narodni technicke muzeum)

Того, кого интересует развитие техники и древние прадедушки нашей современной техники, скорее всего, привлечет Летна с ее павильонами Национального технического музея. Стимулом для ее основания послужила, вероятно, Юбилейная выставка 1891 года, на которой демонстрировалось развитие промышленности, а также Инженерная выставка 1898 года, ставшая смотром изобретательства в области техники. Этот музей был основан в 1908 году; ему удалось собрать поистине огромное количество материальных и документальных свидетельств о рождении нашего технического века. Уже в середине 50-х годов музей располагал библиотекой, насчитывающей свыше 400 тыс. книг, и архивом, в котором хранилось около 30 тыс. ящиков документов, а также свыше 20 тыс. машин и более 300 тыс. планов и чертежей. Таковы факты; Национальный технический музей по праву принадлежит к числу самых больших и в определенной мере самых богатых в Европе. Тут можно увидеть любительский аппарат Эдисона для пленки 22 мм, оригинальную камеру Люмье, первый самолет инженера Кашпара, первый локомотив, великолепную коллекцию велосипедов, первые мотоциклы фирмы «Лаурин и Клемент», модель паровоза Божека и ставший легендой копршивницкий автомобиль «Президент». Кто мысленно не перенесется здесь в жюльверновскую эру техники, когда она еще не приводила человечество в ужас и несла столько неповторимой поэзии!

Если речь зайдет о Национальном музее техники, какой экспонат наиболее вам вспомнился?

Первый чешский автомобиль «Президент»?

Первый мотоцикл марки «Лаурин и Клемеш»?

Самолет «Блерио» первого чешского авиаконструктора инженера Яна Кашпара?

Эти старые модели действительно привлекают наибольшее число посетителей. Является ли, однако, сегодня музей техники только собранием предметов древности? «Такое мнение было естественным в начале XX столетия, когда музей только создавался, — сказал мне заместитель директора доктор Вацлав Влчек. Но сегодня такое учреждение должно наряду с историческими экспонатами выставлять и показывать самые современные достижения науки и техники и содействовать прогрессу научно-технической мысли. У нас богатый опыт сотрудничества с рядом политехнических музеев в других странах. Мы можем сравнивать. И видим, что мир по праву завидует нашей истории, мы же в свою очередь — современности других. Возьмем хотя бы Дворец открытий во Франции. На экспонатах нет никаких предостерегающих надписей: «Внимание, не прикасайтесь!» Наоборот. Посетитель может многие экспонаты опробовать сам. В сотрудничестве с французским музеем мы подготавливаем нечто подобное для экспозиции электроакустики, с которой можно ознакомиться приблизительно года через два. Аналогичная работа будет проведена и в отделе фото и кино, для которого на сегодняшний день уже написаны сценарий и либретто.

Не имеет смысла просто показывать экспонаты. Мы хотим дать полное представление, как они применяются на практике. Поэтому в 1969 году мы начали проводить постепенную реконструкцию экспозиций. Следует заново показать не только новые машины, но и исторические экспонаты.

Прежде всего это коснулось экспонатов экспозиции черной металлургии, двигателей, к которым добавилась и совсем новая экспозиция — атомная с ее еще совсем юной историей. Возможно, ни одну из них вы еще не видели. А вот, наверное, зал транспорта со всевозможными средствами передвижения знает каждый, кто сам увлекался этими конструкциями или у кого есть дети, одержимые страстью к машинам.

Три обновленные транспортные галереи засверкали по новому. Взберемся на самую высокую из них: перед глазами у нас синее «небо стен». Ведь здесь мы можем беседовать с самолетами. Зеркала, остроумно вмонтированные под шасси, открывают нам вид на современные детали машины, а интересные диапозитивы поднимут нас еще выше в небо. Ярко-красные цветные водоразделы обратят наше внимание на тот факт, что войны захватывали не только сушу, но и небо. И если у нас появится ощущение, что наши знания об авиаделе далеки от желаемых, мы можем посетить «школу», которой отведена отдельная стена, а кроме того, две оставшиеся галереи. Этажом ниже мы попадаем в зону темно-зеленого цвета — к кораблям и велосипедам — и, наконец, в светло-зеленую зону железных дорог и мотоциклов.

Дальше вместе с Йиржи Ратоуски мы направляемся в расположенный рядом зал, где находится экспозиция фото-кино. «Как вы думаете, какой из экспонатов здесь наиболее ценный? Вы как раз прошли мимо него. Любителю и в самом деле здесь сегодня очень трудно разобраться. Нужно будет все разместить по значимости, добиваясь наибольшей наглядности. Работы здесь предстоит много, к 1981 году должна быть реконструирована вся интеркамера. Оживление в музее, однако, от этого не уменьшится. За фотографией и кино придет очередь экспозиции электротехники.» А с 1985 года посетители смогли увидеть совсем новую экспозицию— экскурсия в полиграфию.

Адрес: Kostelní 42, Prague 7. От станции метро Hradcanska или Vltavska трамваем № 1, 8, 25, 26 до остановки Letenske nam.
Время работы: ежедневно с 9:00 до 17:00, понедельник — выходной. Телестудия в музее работает с 9:00 до 12:00 со вторника по пятницу и с 10:00 до 17:00 в субботу и воскресенье.
Сайт: www.ntm.cz

Музей культуры народов Азии, Африки и Америки им. Напрстека (Naprstkovo muzeum)

Не менее эффектны, впрочем, и коллекции Напрсткова музея на Бетлемской площади, о котором мы уже упоминали. Войта Напрстек, правда, начинал с проблем обработки технического сырья, однако довольно скоро переключился на этнографию, а потом, благодаря тому что путешественники привозили в дар музею много всевозможных экспонатов, смог специализировать этнографические коллекции по регионам: Индонезии, Японии, Африке, Китаю, Индии, Америке и Океании. Й. В. Фрич, Эмил Голуб, Я. Корженский, Джо Глоуха, Э. Ст. Враз и другие путешественники сумели передать своими дарами очарование далеких стран и прелесть минувшего, неведомого прошлого, возможность познать развитие культуры тех уголков планеты, куда большинство из нас никогда не попадет.

Адрес: Betlemske namesti 1, Praha 1, Stare Mesto, станция метро Narodni trida (В).
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.30. Тел. 2421 4537.

Музей Антонина Дворжака (Muzeum Antonina Dvoraka)

Далее мы посетим и другие, более скромные музеи, которые отличает, можно сказать, интимный характер. Например, музей Дворжака в динценгоферовском летнем дворце «Америка» (улица «У Карлова»), в котором собраны дорогие нам реликвии творчества композитора: ноты, письма, фотографии и большое количество изданий его произведений. По инициативе Зденека Неедлого на набережной Влтавы был основан музей Сметаны. Живописное здание музея — это реконструированная старая водонапорная башня, которой архитектор Ант. Вил придал ее современный вид в стиле новый ренессанс. А сграффито (рисунки в штукатурке) на фасаде — по графике Женишека — напоминают о боях 1648 года на Карловом мосту. Фигуры на боковой стене изображают героев, которые выдержали натиск шведов и отстояли Старое Место; в их создании участвовал и Микулаш Алеш. В здании музея находится концертный зал с превосходной акустикой; в музее хранятся оригиналы нот, корреспонденция, документы и личные вещи, рассказывающие о работе и жизни великого чешского композитора.

Адрес: Ke Karlovu 20, Prague 2, станция метро I.P.Pavlova
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, понедельник — выходной.

Бертрамка — музей Моцарта и семьи Душковых (Vila Bertramka — Muzeum W.A. Mozarta a manželů Duškových)

В память о Моцарте и его пребывании в Праге был открыт музей в смиховской Бертрамке, в прелестной вилле, построенной на рубеже XVII и XVIII веков; виллу в 1784 году приобрела Жозефина Душкова. Три года спустя там остановился Моцарт, приехавший в Прагу на премьеру своей оперы «Дон Жуан», написанной для пражан, Моцарт был гостем Жозефины Душковой и ее мужа, композитора и пианиста Франтишека Ксавера Душека, и в 1791 году, когда он приехал на премьеру своей оперы «Lа clemenza di Tito», сочиненной по поводу коронации Леопольда II. Но опера провалилась, так как не понравилась его величеству.

Адрес: Mozartova 169, Prague 5 (станция метро Anděl)
Время работы: с 9:00 до 18:00 (весна, лето), с 9:30 до 16:00 (осень, зима).
Сайт: www.bertramka.com

Музей почтовой марки (Muzeum postovni znamky)

На Смихове — на Голечковой улице — в бывшем монастыре св. Габриэла разместился Музей почтовой марки. Экспонаты музея рассказывают о развитии почтового дела и истории почты. Здесь и старые дилижансы, и журналы, и календари, официальные объявления и расписания начиная с 1721 года. А также карты, документы о привилегиях почтмейстеров, форма разных времен, билеты и паспорта, старые телеграфные и телефонные аппараты и в довершение всего коллекция писем, посланных по почте, начиная с XIV века.

Адрес: Varu dum, Nove mlyny 2, Praha 1, Nove Mesto, станция метро Namesti Republiky, трамваи 5, 14, 26.
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 17.00. Тел. 231 20 60.

Музей физического воспитания и спорта  (Muzeum telesne vychovy a sportu)

Музей физической культуры и спорта расположился в бывшем дворце Михнов на Уезде Дворец, который императорская казна превратила в ветхое, почти полуразвалившееся здание (здесь размещался оружейный склад), в 1921 году приобрело Чехословацкое общество «Сокол». В музее собран весь письменно-документальный материал и вещественные экспонаты множества существовавших до того спортивных и физкультурных союзов, центров и корпораций.

Адрес: Ujezd 40, Praha 1, Mala Strana. Трамваи 12, 22 Hellichova.
Часы работы: вт.-сб. 9.00-17.00, вс. 10.00-17.00. Тел. 2491 0172.

Памятник-музей национальной письменности (Pamatnik narodniho pisemnictvi)

Бесценным сокровищем национальных коллекций стал памятник-музей национальной письменности — не только потому, что здесь собраны уникальные издания, ценнейшие литературные памятники, но и вследствие неизмеримости исторической и архитектурной ценности здания, в котором выставлены эти бесчисленные экспонаты. Это — Страговский монастырь, основанный в 1140 году князем Вацлавом II. Подлинной сокровищницей являются библиотека, насчитывающая 130 тыс. книг, а также Теологический зал с глобусами первой половины XVII века, коллекция самых маленьких печатных книг и прежде всего Философский зал с монументальной фреской конца XVIII столетия на потолке, прославляющей борьбу людей за познание истинной мудрости — философии.

Музей письменности сосредоточил в своих коллекциях рукописи от IX века до наших дней, литературный архив с письмами и репортажами, рукописями романов, набросками и записными книжками гигантов отечественной литературы. Здесь находятся на вечном хранении произведения вечно молодых революционеров Й. В. Фрича и В Ванчуры, «Силезские песни» Безруча и завещание Неруды, в котором приводится длинный перечень долгов врачу, портному и книгопродавцам.

Адрес музея: Praha 1, Strahovské nádvoří 1.Трамваи № 22 a, 23, остановка Pohořelec.
Часы работы: ежедневно, кроме пон.: 9-12, 13-17.
Сайт: www.pamatniknarodnihopisemnictvi.cz

Национальная галерея (Narodni galerie)

И наконец, осталось упомянуть еще о Национальной галерее — сокровищнице, насчитывающей свыше 300 тыс. произведений искусства. Основная часть коллекций сосредоточена в пражском Штернберском дворце, по соседству с Градом, в великолепном барочном здании, построенном итальянскими архитекторами на рубеже XVII и XVIII веков. Из придворных художников Карла IV тyт представлен Мастер Теодорик; интересен алтарь Яна Очка из Влашима, первый образец портрета в нашей стране. Цикл «Муки Христовы» мастера Тршебоньского знакомит с выдающимся художником европейского масштаба. Здесь представлены и шедевры всех старых европейских школ, произведения таких художников, как Эль Греко, Мурильо, Гойя; Гольбейн, Кранах, Дюрер, Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, чешские художники эпохи барокко Петр Брандл и Карел Шкрета. XIX столетие в коллекциях богато представлено произведениями Йозефа Манеса и работами Йозефа Навратила, который считается основоположником отечественного современного искусства. Есть тут и картины Карела Пуркине, В. Брожика, работы Микулаша Алеша, Маржака, Гинайса и Женишека. В здании Городской библиотеки на площади В. Вацека мы можем познакомиться с произведениями художников — модернистов конца XIX — начала XX столетия. Во дворце Кинских на Староместской площади хранятся десятки тысяч произведений национальной и мировой графики.

Выдающийся график своего времени Вацлав Голлар представлен тут огромным количеством работ (после Лондона это, пожалуй, самая большая в мире коллекция подобного рода) — в музее собраны 5000 его графических листов и 40 рисунков. В Национальной галерее богато представлены и модернисты мира, включая таких всемирно известных художников, как Пикассо, Ренуар, Сезанн, Руссо, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Логрек.

Адрес: филиалы Национальной галереи ныне разбросаны по всему городу.
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.
Сайт: www.ngprague.cz

Коллекция современной чешской скульптуры в Замке Збраслав (Zamek Zbraslav)

Музей чешской скульптуры разместился в замке в Збраславе. В барочном здании XVIII столетия представлено развитие чешской скульптуры, начиная от Й. В. Мысльбека — здесь собрано 200 его произведений, эскизов, набросков и скульптур, в экспозиции отражено все творчество скульптора. Весьма полно представлен и творческий путь Яна Штурсы, лучшего ученика и достойного преемника Мысльбека.

Адрес: Bartoňova 2, Prague 5 – Zbraslav (автобус № 129, 241, 243, 255, 360 от остановки Smíchovské nádraží до остановки Zbraslavské náměstí)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной.

Страговская картинная галерея (Strahovska obrazarna)

Обзор музеев, галерей и выставочных залов был бы не полон, если бы мы не рассказали о последнем и, пожалуй, самом ценном собрании национальных культурно-исторических ценностей — Картинной Галерее в Пражском граде. Это, собственно, также последняя глава некогда прославленных рудольфинских коллекций. Рудольф II, который, как известно, сосредоточил в своих собраниях художественные сокровища, которые оценивались в 17 млн. золотых; для своего времени это была почти астрономическая цифра, а собрание — одним из крупнейших в мире. Тут были геммы, посуда из хрусталя, драгоценности из чешских гранатов, компасы, глобусы, астрономические приборы, коллекции часов, скульптуры, целые картинные галереи — произведения Дюрера, Рафаэля, Брейгеля, Тициана, Корреджо, Гольбейна и Кранаха. А также иллюстрированные рукописи и множество удивительных и уникальных предметов. Например, за гемму Аугустеа, резной камень, который, как считалось, был ключом к решению астрологических тайн, Рудольф II без колебаний заплатил 12 тыс. дукатов. Этот шедевр античности (его авторство приписывается Дискориду) оказался сначала в составе сокровищ храма Сан-Сернан в Тулузе. Тщетно папа Павел II стремился заполучить его — он было даже пообещал городу, что построит мост через реку Гаронну, заплатит 50 тыс. золотых и вдвое увеличит доходы храма. Некоторое время спустя геммой завладел — разумеется, хитростью — французский король Франциск I; в период религиозных войн камень таинственно исчез и, как оказалось, попал в коллекцию Рудольфа II. Там гемма Аугустеа вместе с другими остатками огромной коллекции находилась до конца XVIII века. В 1782 году, когда присланная из Вены комиссия исследовала остатки этого, некогда богатейшего, собрания, след геммы был обнаружен, и она была отправлена в столицу Габсбургов. Многие мелкие предметы, разбитые и поврежденные медали, монеты и геммы при этом просмотре были выброшены в Олений ров.

Этот эпизод заслуживает упоминания потому, что он весьма наглядно иллюстрирует бесславный конец всех собраний Рудольфа II. Первый, можно сказать, роковой удар нанесли шведы, в 1648 году, в конце бедствия, именуемого тридцатилетней войной. Швед Олаф Грандберг так описывает масштаб урона, нанесенного тогда собранию: «Это была великолепная коллекция королевы Кристины привезенная сюда в 1648 году как пражская добыча — из прославленной коллекции императора Рудольфа; в Стокгольм она была доставлена на следующий год и соединена там с добычей из других городов. Собрание это было огромно. Более 100 скульптур из мрамора, бронзы, тысячи монет — золотых, серебряных и бронзовых, около 200 предметов из слоновой кости, свыше ста редких поделок из драгоценных камней, хрусталя и кораллов, 200 предметов из ценной керамики, часы, оружие, книги, рукописи и т.д. А также более 500 именитых картин, в основном итальянских мастеров». Шведский военачальник Кёнигсмарк, захвативший Прагу за несколько месяцев до Вестфальского мира, опасался, что перемирие заключат прежде, чем он успеет переправить столь легко доставшуюся ему добычу. Поэтому в ноябре 1648 года он поспешно отправил по Лабе в Стокгольм пять кораблей, нагруженных произведениями искусства. После ухода шведских войск в Праге остались лишь пустые рамы, разбитые статуи, обломки да осколки. Картина «Торжественное богослужение» Дюрера сохранилась лишь потому, что уже тогда была сильно повреждена. Однако очень скоро Габсбурги предприняли попытку восстановить былую славу и богатство пражских собраний. Прежде всего это была заслуга брата императора Фердинанда III — Леопольда- Вильгельма, которому в это время было поручено правление Бельгией (умер в 1662 году). Он правил на севере Европы в период, когда Англию потрясла буржуазная революция. И когда были распроданы собрания казненного короля Карла I и собрания герцога Букингемского, часть этих сокровищ немедленно отправили в Прагу, и к 1685 году на Граде вновь была 551 картина, причем наиболее полно была представлена венецианская школа — произведениями Тициана, Веронезе и Тингоретто. В галерее были выставлены и картины семьи Боссано: Д. Фети, Кранах, Дюрер, Гольбейн, Пармигиани, Андреа дель-Сарто….

Но в XVIII веке началось постепенное переселение наиболее ценных произведений в Вену. А когда императрица Мария Терезия оказалась в затруднительном финансовом положении в результате постоянных войн, то она продолжила ликвидацию пражской коллекции, продав часть ее саксонскому курфюрсту и польскому королю Августу III. Позднее дело дошло и до распродажи остатков рудольфинских собраний на публичном аукционе, «Торжественное богослужение» Дюрера было оценено в золотой, «Мадонна» Тициана — в два золотых. Гордость собрания Рудольфа II – Илионеус — включили в группу статуй, обозначенных в реестре как «три старые статуи из мрамора, без головы, рук и ног». Общая оценка составила 80 крейцеров. Этот шедевр III века до н. э. Рудольф III купил за 34 тыс. дукатов, будучи при этом уверен, что не переплатил. С того времени, казалось, судьба коллекции Рудольфа уже известна и завершена. Но шел 1962 год, и в Пражском граде приступили к серьезному изучению картин, собранных здесь, подчас без имени автора, потемневших ох времени чешские эксперты действовали не вслепую — им были известны каталоги старой галереи Пражского града, знали они также и о том, где, в каких галереях мира находятся отдельные картины из тех, что некогда были в Праге. Так, от их внимания не ускользнуло, что из цикла десяти картин Веронезе семь находятся в Вене, а одна — в Соединенных Штатах. Куда делись еще две картины Веронезе?

И еще вопрос: куда исчез «Сентябрь» из цикла картин, посвященных месяцам, известного художника Леандра Бассарта? А в Дрездене находится цикл картин Доменика Фети, но недостает «Притчи о сеятеле». Ни в одной галерее мира не было и картины Тинторетто «Бичевание», когда-то также входившей в собрание Пражского града.

В 1962 году началось тщательное исследование великого наследия с применением последних достижений науки и техники. И наконец, был объявлен результат: старое большое полотно неизвестного мастера оказалось творением Рубенса «Собрание богов»; были обнаружены также произведения Тинторетто, Рубенса, упомянутые недостающие картины Веронезе, Доменико Фети, работы крупного мастера барокко Брандла. Часть картин, представляющих весьма большую ценность, художественного собрания Града предстала перед общественностью. Это — и отблеск былой славы, и детектив с хорошим концом. И разумеется, триумф современной науки.

Адрес: Strahovske nadvori 1, Praha 1, Hradcany. Трамвай Pohorelec
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 12.00 и с 12.30 до 17.00.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *